Кузница талантов

Фактически «Формула-3» стартовала в 1947 году как британская автомобильная серия 500 см3, а наименование «F3» ФИА присвоила этому классу в 1950 году, после успешного проведения трех гоночных сезонов. «Формула-3» равно как и «Формула-2» должна была стать естественным дополнением к «Формуле-1″…

Конечно, автомобиль экономичного подготовительного класса был намного скромнее и в размерах, и в динамике, и сегодня, вероятно, может вызвать улыбку снисхождения у фанатов F1. Но не стоит преуменьшать значение «Формулы-3»: именно этот класс гоночных автомобилей стал фундаментом современной гоночной автомобильной школы. Сейчас, как и прежде, он фильтрует гонщиков и поставляет молодые таланты в «Формулу-1». Достаточно упомянуть двукратного чемпиона Ф1 и чемпиона Индикара Эмерсона Фиттипальди, таких великих гонщиков как Сенну и Шумахера, которые попали в Формулу-1, завоевав высшие награды именно в Формуле-3. Разве это не подтверждение того, что уровень соревнований необычайно высок?! Вообще, география гонок Формулы 3 в мире довольно велика: Германия, Франция, Греция, Япония, США, Южная Америка (Бразилия и Аргентина) и что особенно приятно — Россия, проводят свои национальные чемпионаты, а Макао и Корея устраивают ежегодные Большие Призы.

Автомобили формулы 3 производили многие именитые фирмы, такие как Cooper, Brabham, March, Reynard, Martini и Dallara.

В результате острой конкурентной борьбы в конце 80-х и начале 90-х годов победила Dallara, которая ныне является почти монополистом в Формуле 3. Итак, современная формула 3 — Dallara F399 — это весьма изящный, внешне стремительный гоночный автомобиль, вместивший в себя высокие технологии и последние достижения техники. Рассмотрим его подробнее.
Несущая система автомобиля — углепластиковый монокок, который выполнен из сложной трехслойной композитной структуры с сотовым наполнителем, что обеспечивает необходимую прочность и жесткость конструкции. Внутри монокока расположены: место пилота с органами управления и приборным щитком, а сзади за несгораемой перегородкой, которая защищает от ударов — огнетушитель и бензобак. Высокая жесткость несущей конструкции позволяет достичь лучшего (по всем показателям) поведения автомобиля на гоночной трассе, а благодаря высокой прочности повышается безопасность гонщика и увеличивается ресурс автомобиля. Повышению безопасности гонщика также служит и специальная углепластиковая деформируемая структура в носовой части автомобиля — как и монокок она сертифицирована и проходит в сборе с монококом краш-тест. Как и на автомобилях «Формулы-1» вокруг шлема гонщика установлен эластичный «воротник», оберегающий голову пилота, а под основной дугой размещена дополнительная карбоновая полусфера.
На автомобиль устанавливают двигатели пяти фирм: Renault, Toyota, Opel, FIAT, BMW. Это двухлитровые, атмосферные двигатели, рядные, 4х цилиндровые, снабжены сухим картером, имеют на впуске воздуха ограничительную шайбу диаметром 26 миллиметров и развивают свыше 210 л.с., что позволяет автомобилю развивать максимальную скорость на трассе свыше 250км/час.

Читайте также  Газета "Автогонки"

Коробка передач 6-ступенчатая, петлевой схемы с продольными валами фирмы Hewland собрана в картере производства Dallara. Картер коробки передач многофункционален — в нем расположено сухое двухдисковое сцепление, бак для моторного масла, сливная емкость, картер главной передачи и сама коробка передач. На внешней поверхности этого блока монтируется вся задняя подвеска, панель диффузора и заднее антикрыло.

Задняя подвеска автомобиля — независимая на двойных поперечных рычагах с приводными толкающими тягами (push-rod). Переднюю подвеску (в отличие от задней) лишь условно можно назвать независимой, так как оба «пуш-рода» приведены к одному рокеру, и, соответственно к одному упругому элементу подвески (цилиндрическая пружина) с амортизатором. «Независимость» эта подвеска получает в связи с особой конструкцией рокера передней подвески, позволяющей ему смещаться в поперечном направлении при наезде на дорожную неровность одним из передних колес. Возврат же рокера в среднее положение обеспечивает набор специальных тарельчатых пружин, регулируя который можно изменять угловую жесткость передней подвески.

На автомобиле установлена косозубая рулевая рейка с паразитной шестерней, что обеспечивает необходимое пространство для ног пилота. Тормоза на всех колесах — гидравлические дисковые, вентилируемые, 4х поршневые суппорты фирмы Brembo или АР.
Dallara F399 существенно отличается как от своих предшественниц, так и от автомобилей — конкурентов тщательно проработанной аэродинамикой всего автомобиля в целом. Пожалуй впервые она не подгонялась под уже готовую компоновку формулы, а была одним из основополагающих направлений в ходе проектирования и доводки автомобиля. Немалая работа, проведенная в аэродинамической трубе фирмы Даллара, а также опыт работы над автомобилями Формулы , Индикара и ИРЛ принесли превосходные плоды — перед нами гармоничная конструкция сочетающая лучшие черты современного гоночного автомобиля.

Алексей Сердюк.

Читайте также  Газета "Автогонки"